Группа Компаний «ИНТЕГРА» подготовила для вас подробную информацию о Михайловском замке.
Михайловский замок в Санкт-Петербурге — это памятник архитектуры XVIII века, который считается главным и завершающим целую эпоху. Он также является единственным в России дворцовым ансамблем в стиле романтического классицизма.
Замок был построен по приказу императора Павла I, который за своё короткое правление проявил неординарные вкусы и стремление превзойти своих предшественников в украшении города.
Второе название замка — Инженерный — появилось не из-за особенностей его конструкции, а потому, что в 1819 году сюда въехало Главное инженерное училище, которое находилось здесь более ста лет. Официальное название замка дано в честь Архангела Михаила, который, согласно городской легенде, явился заснувшему на посту караульному солдату, охранявшему строительную площадку будущего дворца.
Михайловский замок в Санкт-Петербурге — это памятник архитектуры XVIII века, который считается главным и завершающим целую эпоху. Он также является единственным в России дворцовым ансамблем в стиле романтического классицизма.
Замок был построен по приказу императора Павла I, который за своё короткое правление проявил неординарные вкусы и стремление превзойти своих предшественников в украшении города.
Второе название замка — Инженерный — появилось не из-за особенностей его конструкции, а потому, что в 1819 году сюда въехало Главное инженерное училище, которое находилось здесь более ста лет. Официальное название замка дано в честь Архангела Михаила, который, согласно городской легенде, явился заснувшему на посту караульному солдату, охранявшему строительную площадку будущего дворца.
Цены в Михайловском замке в 2024 году
Стоимость билетов для взрослых составляет 550 рублей, а для старшеклассников до 18 лет, студентов и пенсионеров — 270 рублей.
Правом бесплатного посещения пользуются:
Все льготы предоставляются при предъявлении соответствующих документов — удостоверений, справок, свидетельств и так далее.
18-е число каждого месяца — день открытых дверей для всех учащихся школ и студентов государственных ВУЗов, техникумов и колледжей.
Правом бесплатного посещения пользуются:
- участники Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда;
- ветераны Афганистана и других локальных конфликтов;
- курсанты военных училищ;
- солдаты и матросы срочной службы;
- кадровые офицеры;
- дети до 16 лет в сопровождении взрослого;
- многодетные семьи;
- учащиеся художественных школ, училищ и колледжей;
- члены Союзов художников, фотографов, архитекторов, дизайнеров;
- музейные работники.
Все льготы предоставляются при предъявлении соответствующих документов — удостоверений, справок, свидетельств и так далее.
18-е число каждого месяца — день открытых дверей для всех учащихся школ и студентов государственных ВУЗов, техникумов и колледжей.
Режим работы
Экспозиционные залы открыты для посетителей со среды по понедельник с 10:00 до 18:00. В четверг график работы немного меняется: с 13:00 до 21:00. Кассы закрываются за полчаса до окончания рабочего дня.
Вторник — официальный санитарный день, поэтому в этот день посетить дворец не получится.
Вторник — официальный санитарный день, поэтому в этот день посетить дворец не получится.
История
Павел I мечтал о большом замке в центре Петербурга. Он выбрал место для строительства — это был деревянный летний дворец его бабушки Елизаветы Петровны.
В 1797 году был подписан приказ о сносе дворца. За проект взялись два архитектора: Василий Баженов, который создал ансамбль Царицына, и Винченцо Бренна, работавший над интерьерами Зимнего дворца.
Работы начались быстро. Император установил срок в один год, и сюда привезли почти 6 тысяч рабочих. Строительство велось днём и ночью. Чтобы ускорить процесс, использовали сложную систему ламп и факелов. Также помогли передать мрамор с других площадок — Исаакиевского собора и строек Царского Села.
Однако даже такие меры не позволили завершить проект вовремя. Окончательно он был воплощён только в 1800 году.
Новоселье было недолгим. Через 40 дней после торжественного въезда Павел I был убит заговорщиками в собственной спальне. Для Михайловского замка наступили трудные времена. Первыми уехали ближайшие родственники и придворные семьи Романовых, а затем — многочисленная прислуга. В зданиях остались только кавалергарды, которым было поручено охранять пустующие корпуса от возможного разграбления.
По иронии судьбы, главными «вандалами» стали не уличные воры, а потомки убитого императора. Сначала Александр I приказал переплавить серебряные ворота на сервиз для своей сестры Анны. Затем Николай I распорядился разрушить часть корпусов и взять из них ценный камень для строительства Нового Эрмитажа.
Лишь в 1856 году в память о Павле I его опочивальню перестроили для домовой церкви при инженерном училище.
В советские годы учебное заведение продолжало работать несколько лет. Во время Великой Отечественной войны и блокады здесь размещался госпиталь. С 1960-х годов большую часть помещений отдали научно-исследовательским институтам, и территория стала закрытой для любых экскурсий.
Процесс передачи замка Русскому музею начался в 1991 году и завершился в 2003 году, когда реставрация полностью завершилась.
В 1797 году был подписан приказ о сносе дворца. За проект взялись два архитектора: Василий Баженов, который создал ансамбль Царицына, и Винченцо Бренна, работавший над интерьерами Зимнего дворца.
Работы начались быстро. Император установил срок в один год, и сюда привезли почти 6 тысяч рабочих. Строительство велось днём и ночью. Чтобы ускорить процесс, использовали сложную систему ламп и факелов. Также помогли передать мрамор с других площадок — Исаакиевского собора и строек Царского Села.
Однако даже такие меры не позволили завершить проект вовремя. Окончательно он был воплощён только в 1800 году.
Новоселье было недолгим. Через 40 дней после торжественного въезда Павел I был убит заговорщиками в собственной спальне. Для Михайловского замка наступили трудные времена. Первыми уехали ближайшие родственники и придворные семьи Романовых, а затем — многочисленная прислуга. В зданиях остались только кавалергарды, которым было поручено охранять пустующие корпуса от возможного разграбления.
По иронии судьбы, главными «вандалами» стали не уличные воры, а потомки убитого императора. Сначала Александр I приказал переплавить серебряные ворота на сервиз для своей сестры Анны. Затем Николай I распорядился разрушить часть корпусов и взять из них ценный камень для строительства Нового Эрмитажа.
Лишь в 1856 году в память о Павле I его опочивальню перестроили для домовой церкви при инженерном училище.
В советские годы учебное заведение продолжало работать несколько лет. Во время Великой Отечественной войны и блокады здесь размещался госпиталь. С 1960-х годов большую часть помещений отдали научно-исследовательским институтам, и территория стала закрытой для любых экскурсий.
Процесс передачи замка Русскому музею начался в 1991 году и завершился в 2003 году, когда реставрация полностью завершилась.
Выставки Михайловского замка
В постоянной экспозиции музея представлены три выставки. Первая из них, «Петербургское общество эпохи Романовых», посвящена повседневной жизни столицы XIX века. В экспозиции можно увидеть уникальные картины, акварельные рисунки, гравюры и антикварные фарфоровые статуэтки, все они подлинные и были переданы из запасников Русского музея и частных коллекций.
Следующая выставка, «Лица России», рассказывает об эволюции портрета как отдельного жанра живописи. Здесь представлены работы таких знаменитых мастеров, как Алексей Венецианов, Илья Репин, Карл Брюллов и Иван Крамской. Они запечатлели на своих полотнах первых лиц государства, знаменитых литераторов, музыкантов и военачальников.
Завершает экскурсии по Михайловскому замку Открытый фонд скульптуры. Это один из самых оснащённых залов музея, в котором собрана антология работ с XVIII века до современности, включая авангард начала XX столетия и советский конструктивизм. Здесь есть мультимедийные экраны, проводятся инсталляции с использованием компьютерных технологий.
Кроме того, во дворе замка можно увидеть экспериментальные работы современных авторов.
Но не только главное здание музея может удивить посетителей. В западном павильоне проходит интерактивный проект «Романтический наш император», посвящённый личности Павла I. В рамках проекта проводятся лекции для взрослых, викторины и развивающие головоломки для детей разных возрастов. Среди интересных бонусов — возможность увидеть трёхмерную голограмму короны Российской Империи, оригинал которой хранится в Алмазном Фонде московского Кремля.
Следующая выставка, «Лица России», рассказывает об эволюции портрета как отдельного жанра живописи. Здесь представлены работы таких знаменитых мастеров, как Алексей Венецианов, Илья Репин, Карл Брюллов и Иван Крамской. Они запечатлели на своих полотнах первых лиц государства, знаменитых литераторов, музыкантов и военачальников.
Завершает экскурсии по Михайловскому замку Открытый фонд скульптуры. Это один из самых оснащённых залов музея, в котором собрана антология работ с XVIII века до современности, включая авангард начала XX столетия и советский конструктивизм. Здесь есть мультимедийные экраны, проводятся инсталляции с использованием компьютерных технологий.
Кроме того, во дворе замка можно увидеть экспериментальные работы современных авторов.
Но не только главное здание музея может удивить посетителей. В западном павильоне проходит интерактивный проект «Романтический наш император», посвящённый личности Павла I. В рамках проекта проводятся лекции для взрослых, викторины и развивающие головоломки для детей разных возрастов. Среди интересных бонусов — возможность увидеть трёхмерную голограмму короны Российской Империи, оригинал которой хранится в Алмазном Фонде московского Кремля.
Залы и экскурсии
На сегодняшний день для посетителей открыты 21 зал Михайловского замка. Среди них:
Тронная зала Марии Фёдоровны — это приёмные покои императрицы, где проводились светские рауты и балы. В 2002 году она была полностью реконструирована с сохранением позолоченной лепнины и люстры с рубиновым стеклом.
Мраморная галерея — главный зал для приёмов иностранных послов и почётных гостей. Она была восстановлена по архивным картинам и описаниям. При Николае I её варварски разрушили, чтобы добыть мрамор. Во время блокады прямое попадание немецкой бомбы снесло половину внутренних перекрытий и колоннаду.
Овальный зал — одно из немногих уцелевших помещений, которое частично сохранило первоначальную отделку искусственным мрамором. Задумывалось как комната отдыха, а в годы существования училища использовалось в качестве модельной мастерской.
Парадная лестница — с неё начинаются и на ней же заканчиваются экскурсии. Пролёты лестницы ведут с бельэтажа. Сейчас они максимально приближены к дореволюционному облику. Особый интерес представляет позолоченный двуглавый орёл с мальтийским крестом на сердце — отличительный символ павловской эпохи.
Тронная зала Марии Фёдоровны — это приёмные покои императрицы, где проводились светские рауты и балы. В 2002 году она была полностью реконструирована с сохранением позолоченной лепнины и люстры с рубиновым стеклом.
Мраморная галерея — главный зал для приёмов иностранных послов и почётных гостей. Она была восстановлена по архивным картинам и описаниям. При Николае I её варварски разрушили, чтобы добыть мрамор. Во время блокады прямое попадание немецкой бомбы снесло половину внутренних перекрытий и колоннаду.
Овальный зал — одно из немногих уцелевших помещений, которое частично сохранило первоначальную отделку искусственным мрамором. Задумывалось как комната отдыха, а в годы существования училища использовалось в качестве модельной мастерской.
Парадная лестница — с неё начинаются и на ней же заканчиваются экскурсии. Пролёты лестницы ведут с бельэтажа. Сейчас они максимально приближены к дореволюционному облику. Особый интерес представляет позолоченный двуглавый орёл с мальтийским крестом на сердце — отличительный символ павловской эпохи.
Интересные факты
В галерее Рафаэля представлены уникальные работы русских художников, которые учились и работали в Академии художеств. Среди них — Брюллов, Бруни и Иванов. Это копии известных картин эпохи итальянского Возрождения. В то время копирование и интерпретация были важными дисциплинами в Академии, и умение создавать репродукции высоко ценилось среди коллекционеров, включая августейшую семью Романовых.
В Константиновских покоях хранится другая коллекция — собрание полотен иностранных художников. Здесь можно увидеть работы Лагрене, Торелли, Гроота, Ротари и Робертсона. Также здесь представлено уникальное собрание эксклюзивной продукции Императорского фарфорового завода: статуэтки, именная посуда, вазы и бюсты известных государственных деятелей дореволюционной России.
Легенды и тайны Михайловского замка до сих пор будоражат умы историков. Например, существует версия, что император несколько раз посещал стройку и даже собственноручно положил пару кирпичей из яшмы в фундамент. Ещё один популярный миф гласит, что призрак Павла I каждую ночь бродит по фамильным владениям и пугает случайно встреченных прохожих и охранников музея.
У дворца есть свой Чижик-Пыжик — это крошечная статуэтка солдата гвардейского полка, стоящая в нише напротив центрального входа. Его зовут подпоручик Киже. Если попасть монеткой ему в голову, стоя на мосту, то можно услышать, как благородный стражник отреагирует на это нахальство и выдаст порцию отборных солдатских ругательств образца XIX века.
В Константиновских покоях хранится другая коллекция — собрание полотен иностранных художников. Здесь можно увидеть работы Лагрене, Торелли, Гроота, Ротари и Робертсона. Также здесь представлено уникальное собрание эксклюзивной продукции Императорского фарфорового завода: статуэтки, именная посуда, вазы и бюсты известных государственных деятелей дореволюционной России.
Легенды и тайны Михайловского замка до сих пор будоражат умы историков. Например, существует версия, что император несколько раз посещал стройку и даже собственноручно положил пару кирпичей из яшмы в фундамент. Ещё один популярный миф гласит, что призрак Павла I каждую ночь бродит по фамильным владениям и пугает случайно встреченных прохожих и охранников музея.
У дворца есть свой Чижик-Пыжик — это крошечная статуэтка солдата гвардейского полка, стоящая в нише напротив центрального входа. Его зовут подпоручик Киже. Если попасть монеткой ему в голову, стоя на мосту, то можно услышать, как благородный стражник отреагирует на это нахальство и выдаст порцию отборных солдатских ругательств образца XIX века.
Как добраться до Михайловского замка
Ближайшая станция метро зелёной ветки — «Гостиный двор». Оттуда проще всего дойти пешком — всего 700 метров по улице Садовой, никуда не сворачивая. Нужно будет только перейти дорогу на ближайшем светофоре, сразу же на выходе из метро.
Не нужно переходить на станцию «Невский проспект» подземным переходом, как советуют некоторые путеводители. Оттуда идти ровно столько же, но вы точно потеряете время из-за запутанных перекрёстков и дворовых проездов.
Не нужно переходить на станцию «Невский проспект» подземным переходом, как советуют некоторые путеводители. Оттуда идти ровно столько же, но вы точно потеряете время из-за запутанных перекрёстков и дворовых проездов.
Если вы хотите доехать на общественном транспорте, то вам подойдёт трамвай № 3, который останавливается на остановке «Михайловский замок». От центральных ворот Инженерного сквера, где проходит прямой бульвар до музея, отправляются только маршрутки № 107 и № 289. В этом случае вам нужно выйти на остановке «площадь Белинского».
Если вы предпочитаете путешествовать с комфортом, вы можете заказать машину через популярные сервисы такси, такие как Uber, Яндекс или Maxim. Они уже давно работают в Санкт-Петербурге и предлагают доступные тарифы.
Для тех, кто предпочитает путешествовать самостоятельно, можно воспользоваться навигатором. Координаты для поездки: 59.938436, 30.339804. Однако стоит учесть, что это место находится довольно далеко от замка, примерно возле Большого Санкт-Петербургского цирка. Напротив пожарной части рядом с цирком есть просторная бесплатная парковка. Пройдя буквально несколько шагов от парковки, вы окажетесь на пешеходном бульваре сквера, откуда до главных ворот Михайловского замка всего 200 метров.
Если вы предпочитаете путешествовать с комфортом, вы можете заказать машину через популярные сервисы такси, такие как Uber, Яндекс или Maxim. Они уже давно работают в Санкт-Петербурге и предлагают доступные тарифы.
Для тех, кто предпочитает путешествовать самостоятельно, можно воспользоваться навигатором. Координаты для поездки: 59.938436, 30.339804. Однако стоит учесть, что это место находится довольно далеко от замка, примерно возле Большого Санкт-Петербургского цирка. Напротив пожарной части рядом с цирком есть просторная бесплатная парковка. Пройдя буквально несколько шагов от парковки, вы окажетесь на пешеходном бульваре сквера, откуда до главных ворот Михайловского замка всего 200 метров.