Обследование и обслуживание зданий и сооружений в Санкт-Петербурге
иконка часы
иконка телефон

Режим работы: 09:00 - 21:00

info@integra-gk.ru

иконка почта

Комплексное обследование
и обслуживание зданий

иконка калькулятор
иконка бургер

Установка бортового камня в Санкт-Петербурге и Лен.Области

Установка бордюров или бортовых камней в Санкт-Петербурге и Ленинградской области представляет собой важную стадию работ, связанных с устройством мощения. В этой статье мы рассмотрим особенности выполнения задачи, проанализируем рекомендации специалистов по установке бортовых камней, а также узнаем, какие варианты бордюров сегодня доступны.

Использование бортового камня для фиксации краевых участков мощения - один из лучших методов улучшения эксплуатационных свойств тротуарного покрытия и обеспечения его длительного срока службы.

Методика установки бортового камня

Установка бортового камня предполагает устройство основания из бетона по подушке, выполненной из песка либо щебёнки.

Все работы проводятся в следующей последовательности:

  • подготовка траншеи под установку бордюра и уплотнение грунта;
  • устройство песка либо щебня в качестве выравнивающего слоя;
  • укладка мелкозернистого бетона (В15, М200) в качестве основания;
  • установка бордюров на основание из бетона;
  • нанесение бетонной смеси в нижней боковой части бортов;
  • осаждение бордюров до заранее установленной отметки (в соответствии с проектными требованиями);
  • заполнение швов между бордюрами цементным раствором с последующей расшивкой;
  • отсыпка грунта газона либо устройство тротуара с другой стороны бортового камня.

Установка бордюров должна проводиться до или после укладки плитки?

Однозначного ответа на данный вопрос не существует, так как у каждого решения есть преимущества и недостатки.
Установка до укладки брусчатки. Данное решение популярно среди новичков. С помощью бортового камня можно красиво выделить границы участка, что упрощает последующее выполнение работ. Для минимизации расходов тротуарной плитки рекомендуется устанавливать бордюры на расстоянии, кратном ширине элементов мощения. При этом следует оставить зазор около 2-4 миллиметров между брусчаткой. Один из вариантов - ориентироваться на габариты уже существующей дорожки.

Установка после тротуарной плитки. Данный формат выгоден за счет того, что брусчатка расходуется максимально рационально без необходимости распиливания элементов.

Виды бортовых камней

  1. Гранитные бордюрные камни - используются для создания более долговечных и эстетически привлекательных дорожных покрытий. Они обладают высокой прочностью и устойчивостью к износу, но их стоимость значительно выше, чем у бетонных бордюров.
  2. Керамические бордюрные камни - изготавливаются из глины и обжигаются в печи, что придает им высокую прочность и долговечность. Они используются для создания декоративных элементов в дорожных покрытиях и могут быть окрашены в различные цвета.
  3. Пластиковые бордюрные камни - легкие и прочные, они используются для создания временных дорожных покрытий или для разделения различных зон в парках и садах.
  4. Деревянные бордюрные камни - применяются в основном для создания временных ограждений или для декорирования садовых дорожек.
  5. Металлические бордюрные камни - используются в основном на автостоянках и промышленных площадках для разделения зон движения транспорта и пешеходов.

Рассчитаем стоимость установки бортового камня в Санкт-Петербурге

Подстилающий слой и основание из бетона

Для того чтобы обозначить продольную линию, по которой будет устанавливаться бортовой камень, натягивается шнур. Вдоль него отрывается прямоугольная траншея, нижняя часть которой имеет ширину 400-500 мм. Минимальная её глубина должна составлять 300 мм, этот параметр определяется в зависимости от того, на какой высоте должен располагаться верх бордюра по проекту (на том же уровне, что мощение, либо выше).

Далее идет устройство выравнивающего слоя из песка либо щебня по дну траншеи. После этого данный слой необходимо разровнять и уплотнить.

Если используется основание из песка, применяются легкие бортовые камни, предназначенные для тротуаров либо садовых дорожек (БР.50.20.8 и БР.100.20.8). Такая продукция подходит для установки на одном уровне с покрытием тротуара. В других случаях используются магистральные и дорожные бордюры, установка которых предполагает устройство основания из щебенки.

В качестве подстилающего слоя рекомендуется использовать:

  • мелкие и средние пески II класса (согласно требованиям ГОСТ 8736);
  • пески из отсевов дробления I класса (согласно требованиям ГОСТ 31324);
  • щебень (20-40 мм) дробимостью минимум М600.

В ходе подготовки подстилающего слоя не стоит применять сухую смесь песка и цемента. Этот слой не считается несущим, поэтому использование вяжущего является просто нецелесообразным. Также применение цемента может стать причиной высолообразования, в результате чего на поверхности плитки будут появляться некрасивые светлые пятна.

Процесс установки бордюра

Установка бордюра осуществляется на готовое основание из бетона. Перед выполнением работ торцевые поверхности бортовых камней надо обязательно очистить.

Установка бордюров-маяков происходит с использованием тахеометра / нивелира либо с помощью вынесения отметок. После этого между данными бортовыми камнями забиваются металлические штыри, которые используются для натяжки маячного шнура. Он помогает выставить на одном уровне все остальные камни.

Установка бортовых камней осуществляется фронтальной стороной вдоль шнура. В ходе установки каждого элемента необходимо убедиться, что они плотно прилегают друг к другу, а их верхняя и внешняя бортовые линии совпадают. Если не получается выровнять бордюр по верху, необходимо убрать небольшое количество бетона из-под его основания. Укладка всех бордюров происходит по первоначальному элементу.

Горизонтальность верхней части установленного бордюра проверяется с помощью нивелира, а положение боковых плоскостей – с помощью визирок. Максимально допустимое расстояние между бордюрами - 5 мм. После завершения проверки проводится расшивка швов между бордюрами.

Стыки и швы между камнями необходимо старательно заделать, так как в противном случае может вымываться материал подстилающего слоя.

Расшивка швов происходит следующим образом:

  • обмазывание цементным раствором (пропорция 1:2) каждой стороны камня, кроме небольшого отверстия в верхней части;
  • заполнение отверстия сверху раствором пропорцией 1:4.

Установка бортовых камней на закругленных участках происходит по той же схеме. Но перед началом работ необходимо выполнить разбивку очертания линии установки с помощью шнура или доски. На таких участках обычно используется укороченный либо изогнутый бортовой камень.

Правильная методика установки дорожного бортового камня

В ходе обустройства автомобильных дорог и тротуаров укладка бордюров в большинстве случаев проводится на бетонное основание. Это оптимальный вариант для грунтов, которые склонны к сезонным пучениям.

Последовательность работ:

  • Разбивка линии установки лицевой части бортового камня (используются колья и шнур). Лицевая поверхность должна быть повернута к дорожному покрытию. На кольях делают отметки расположения почвы и основания из бетона. На уровне верхней грани бортового камня выполняется натяжка шнура. Верхний край бордюров может быть расположен параллельно поверхности грунта либо под определенным уклоном.
  • Устройство траншеи для установки поребриков. Глубина траншеи определяется с учетом того, что после установки бортового камня его верхняя часть должна находиться на 20-30 миллиметров выше покрытия. Если бордюр устанавливается между пешеходной дорожкой и газоном, это поможет избежать загрязнения плитки грунтом.
  • Уплотнение грунта основания. В случае применения виброплиты траншея должна иметь аналогичную ширину. Считается, что ширина траншеи должна соответствовать ширине бордюра с запасом в несколько сантиметров с обоих сторон.
  • Укладка геотекстиля на грунт. Минимальная плотность материала должна составлять 160 г/см2. Процедура не считается обязательной, однако помогает значительно увеличить эксплуатационный срок бортового камня, за счет предотвращения смешивания щебёнки и грунта.
  • Укладка 100-150 мм щебня в качестве выравнивающего слоя. Используется материал фракцией от 20 до 40 мм. Важно учитывать тот факт, что трамбовка сокращает толщину слоя приблизительно на 25%. На территориях с невысоким уровнем залегания грунтовых вод может применяться песок крупных фракций, а не щебень.
  • Создание 100 мм подушки из бетона либо смеси песка и цемента. Для приготовления цементно-песчаного раствора используется материал М400 (пропорция 1:3). Для получения подходящего бетона используется смесь цемента/песка/щебня 1/2/(2-3). В данном случае нужны мелкие фракции щебня. Смесь либо раствор заливается по частям, по ходу установки бортового камня.
  • Установка бордюров в подушку, опускание до требуемого уровня в соответствии со шнуром. Выровнять верхнюю часть можно с помощью киянки либо резинового молотка. Использовать металлический молоток нельзя, так как это нарушит целостность бордюра. Не рекомендуется применять также вибрационную технику, так как это может привести к порче изделия.
  • Укладка бетона с фронтальной нижней поверхности бордюра и засыпка грунтом с обратной стороны. После этого проводится уплотнение грунта.
  • Заполнение швов между бортовыми камнями раствором цемента.

Допуски СРО

ОИО «ЭкспертИзыскания»
№И-053-007806575737-0269
НП «Энергостандарт»
№СРО-Э-109-0156-01
Ассоциация СРО «ЭкспертПроект» №П-182-007806575737-3915
АИИ «СтройИзыскания»
№И-033-007801633689-0848

Выписка НОПРИЗ

№RPS.RU.7525.23

Сертификат Соответствия ИСО

№1207800108163