Установка бордюров или бортовых камней – важный этап работ по благоустройству территорий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В этой статье мы рассмотрим особенности процесса установки, рекомендации специалистов по монтажу бортовых камней и разнообразие доступных вариантов бордюров.
Бортовой камень служит для фиксации краевых участков мощения, что значительно улучшает эксплуатационные характеристики тротуарного покрытия и продлевает его срок службы.
Методика установки бортового камня
Установка бортового камня предполагает устройство основания из бетона по подушке, выполненной из песка либо щебёнки.
Все работы проводятся в следующей последовательности:
Установка бордюров должна проводиться до или после укладки плитки?
Подстилающий слой и основание из бетона
Для того чтобы обозначить продольную линию, по которой будет устанавливаться бортовой камень, натягивается шнур. Вдоль него отрывается прямоугольная траншея, нижняя часть которой имеет ширину 400-500 мм. Минимальная её глубина должна составлять 300 мм, этот параметр определяется в зависимости от того, на какой высоте должен располагаться верх бордюра по проекту (на том же уровне, что мощение, либо выше).
Далее идет устройство выравнивающего слоя из песка либо щебня по дну траншеи. После этого данный слой необходимо разровнять и уплотнить.
Если используется основание из песка, применяются легкие бортовые камни, предназначенные для тротуаров либо садовых дорожек (БР.50.20.8 и БР.100.20.8). Такая продукция подходит для установки на одном уровне с покрытием тротуара. В других случаях используются магистральные и дорожные бордюры, установка которых предполагает устройство основания из щебенки.
В качестве подстилающего слоя рекомендуется использовать:
В ходе подготовки подстилающего слоя не стоит применять сухую смесь песка и цемента. Этот слой не считается несущим, поэтому использование вяжущего является просто нецелесообразным. Также применение цемента может стать причиной высолообразования, в результате чего на поверхности плитки будут появляться некрасивые светлые пятна.
Процесс установки бордюра
Установка бордюра осуществляется на готовое основание из бетона. Перед выполнением работ торцевые поверхности бортовых камней надо обязательно очистить.
Установка бордюров-маяков происходит с использованием тахеометра / нивелира либо с помощью вынесения отметок. После этого между данными бортовыми камнями забиваются металлические штыри, которые используются для натяжки маячного шнура. Он помогает выставить на одном уровне все остальные камни.
Установка бортовых камней осуществляется фронтальной стороной вдоль шнура. В ходе установки каждого элемента необходимо убедиться, что они плотно прилегают друг к другу, а их верхняя и внешняя бортовые линии совпадают. Если не получается выровнять бордюр по верху, необходимо убрать небольшое количество бетона из-под его основания. Укладка всех бордюров происходит по первоначальному элементу.
Горизонтальность верхней части установленного бордюра проверяется с помощью нивелира, а положение боковых плоскостей – с помощью визирок. Максимально допустимое расстояние между бордюрами - 5 мм. После завершения проверки проводится расшивка швов между бордюрами.
Стыки и швы между камнями необходимо старательно заделать, так как в противном случае может вымываться материал подстилающего слоя.
Расшивка швов происходит следующим образом:
Установка бортовых камней на закругленных участках происходит по той же схеме. Но перед началом работ необходимо выполнить разбивку очертания линии установки с помощью шнура или доски. На таких участках обычно используется укороченный либо изогнутый бортовой камень.
Правильная методика установки дорожного бортового камня
В ходе обустройства автомобильных дорог и тротуаров укладка бордюров в большинстве случаев проводится на бетонное основание. Это оптимальный вариант для грунтов, которые склонны к сезонным пучениям.
Последовательность работ: